12.06°C

Гость номера

No item found!

Причина ДТП — не в деревьях, а в нарушении Правил

Причина ДТП — не в деревьях, а в нарушении Правил

На вопросы «Волны» ответил начальник районного ОГИБДД Александр Анатольевич Денисов

От инспектора до начальника

— Александр Анатольевич, вы первый начальник Госавтоинспекции нашего округа, который проработал в одном отделе более двадцати лет. От инспектора ДПС вы дослужились до руководителя отдела. Как начиналась ваша работа в ГИБДД?

— Я родился в Мордовской АССР, вырос в Калининградской области, получил распределение на срочную службу в Хабаровск. После армии учился в Корсаковской мореходной школе на Сахалине, пять лет ходил в море. В Калининградскую область вернулся в 90-е. Обстоятельства сложились так, что мне предложили работу в Госавтоинспекции, и в самом начале службы я думал, что это временно. В отделении ГИБДД Зеленоградского района я работаю с января 1995 года. Трудовую биографию начинал инспектором ДПС, стаж — более десяти лет, потом примерно столько же — в должности инспектора административной практики. Все эти годы я работаю в одном подразделении, в одном отделе. И, конечно, за годы службы я прекрасно изучил специфику нашего округа, а он — один из самых больших по территории, у нас протяженность дорог — порядка 480 километров.

Опасные водители

— Как вы оцениваете ситуацию на дорогах? Повлиял ли режим самоизоляции на снижение аварийности на дорогах?

— Естественно, когда поток транспорта уменьшается, риск совершения ДТП автоматически снижается, нагрузки на дорогах становится меньше. И тем не менее, судя по оперативным данным, на территории региона несмотря на режим самоизоляции происходят ДТП, и бывает, более пяти-десяти за сутки. Задаешься вопросом — почему? Интенсивного движения нет, пешеходы стали реже выходить на проезжую часть дороги... Вероятно, автомобилисты больше попадают в поле зрения с учетом уменьшения количества транспорта, либо во время режима самоизоляции водители стали более беспечными.

К сожалению, мы наблюдали тенденцию к увеличению случаев управления транспортом в состоянии опьянения — их гораздо больше, чем до режима самоизоляции. Бывало, в нашем округе инспекторы выявляли за сутки по три человека в состоянии опьянения (обычно за сутки не выявляем вообще, максимум — один случай). И для нашего округа это значительная цифра.

Идет, к сожалению, увеличение случаев управления не только в состоянии алкогольного опьянения, но и наркотического. В основном это молодежь, но попадаются в поле зрения и более взрослые люди. Те самые отказы, когда водитель не соглашается проходить освидетельствование на месте или в медучреждении, в большинстве случаев говорят о том, что водитель употреблял наркотические вещества. Он отказывается проходить освидетельствование, чтобы не попасть под наркотическую статью и встать на наркологический учет. Когда впоследствии все-таки выявляется факт употребления запрещенных веществ, водители в доверительной беседе признаются, что употребляли наркотики, например неделю назад, и надеялись, что по истечении времени тест ничего не обнаружит. Но некоторые наркотические вещества содержатся в организме долгое время.

— В регионе «прогремела» видеозапись пресс-службы регионального ГИБДД, на которых зафиксировано задержание в Зеленоградском округе нетрезвого водителя. Куда обращаться людям, если они увидят за рулем человека, который может представлять опасность для общества?

— Сейчас это единый телефон 112. Информация мгновенно поступает в дежурную часть местного отдела, на территории которого произошло событие. Нередко граждане, которые обращаются в оперативные службы, предоставляют неполные данные, не оставляют свои контакты, и зачастую нет возможности даже определить место происшествия. Поэтому очень важно сообщать детали — о номере, марке, цвете автомобиля, привязке к местности, о том, в каком направлении движется. Возьмем, к примеру, Приморское полукольцо. Куда движется потенциальный нарушитель — в сторону Калининграда или Светлогорска.

Так, например, сотрудники ДПС вовремя остановили водителя после посещения игорной зоны. В состоянии опьянения, видимо, в расстроенных чувствах после крупного проигрыша он двигался по Приморскому кольцу по встречной полосе. К счастью, вовремя среагировали, не дали далеко проехать. Такие ситуации происходили как минимум дважды.

— Есть ли какие-то особенности в поведении водителей в период курортного сезона?

— У нас даже по статистике можно определить, когда наступает курортный сезон. В первую неделю фиксируется увеличение ДТП. Автомобилисты любыми путями стремятся как можно быстрее добраться до моря, а потом — домой. Аналогичная ситуация во время первого снега, — люди не привыкли к новой обстановке на дороге, и это приводит к увеличению ДТП. Потом ситуация стабилизируется. Люди становятся более дисциплинированными, наблюдается тенденция к уменьшению аварий.

ДТП на снижение

— Какая статистика аварийности в этом году, на что указывает тенденция?

— Прошлый год был не очень спокойным. По сравнению с 2018 годом количество ДТП возросло, в плюсе — и аварии с пострадавшими, и с погибшими, и с ранеными.

А вот в нынешнем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается значительное снижение дорожных происшествий. Аварии происходили незначительные, в основном пострадавшие — пассажиры, которые пренебрегли Правилами дорожного движения, не пристегивались ремнями безопасности.

В этом году за четыре месяца в нашем районе не зафиксировано ни одного ДТП с наездом на пешеходов, не допущено ни одного ДТП с погибшими. И все это не может не радовать. Очень хочется, чтобы так и продолжился год, будем надеяться на лучшее. В какой-то степени свою роль в этой тенденции играет и режим самоизоляции.

— Какие основные причины ДТП в нашем округе?

— У нас можно избежать большинства ДТП. Главная причина аварий — это отсутствие дисциплины на дорогах. В большинстве случаев водителю никто не мешал — ни дорога, ни дорожные условия. Исключительно человеческий фактор.

Водитель всегда должен предугадывать возможные ситуации и их исключать. Даже если ты понимаешь, что прав, что ничего не нарушаешь, будь готов к тому, что найдется пешеход, который, например, выйдет перед тобой не сзади автобуса, а спереди. Всегда лучше подстраховаться.

Также не следует забывать, что есть определенные обязанности и у пешеходов, например, соблюдать правила при пересечении пешеходного перехода. Убедиться для начала в том, что водитель приближающегося транспорта тебя видит, снижает скорость и пропускает. У нас пешеход думает иначе — он уверен в том, что, если он успел ступить на переход, водитель должен резко нажать на тормоз. Но автомобилисты прекрасно понимают, что успеть среагировать не всегда получается и на скорости 20 километров в час.

Пешеходы в Зеленоградске очень специфичные, порой с ними сложно вести беседу на тему соблюдения ПДД. Они привыкли, что живут в курортном городе, и считают, что могут ходить по проезжей части дороги. И это при том, что у нас в центре достаточно тротуаров, где можно себя чувствовать более безопасно, чем на дороге.

— Насколько распространены в нашем округе ДТП в результате наездов на деревья? И что думаете о спорной для региона теме — стоит ли сохранять придорожные аллеи?

— Этот вид ДТП в нашем округе — один из распространенных. И после каждой такой аварии мы пишем рапорт на уборку аварийно-опасного участка и зеленого насаждения. Бывают ситуации, когда мы, опережая события, можем принять какие-то меры, чтобы убрать дерево, — например, на закруглении дороги, чтобы в дальнейшем исключить возможность ДТП с тяжелыми последствиями. Но в этом случае будет правильнее сказать, что дерево — это тяжесть последствия, но не причина ДТП. Это две большие разницы. Причина — не в деревьях, а в нарушении Правил: водитель либо отвлекся от управления, либо нарушил скоростной режим, либо находился в состоянии опьянения.

Один из резонансных недавних случаев — наезд на дерево на автодороге Сальское — Грачевка. 20-летняя девушка в состоянии алкогольного опьянения, недавно получившая водительское удостоверение, ехала с двумя несовершеннолетними. Малолетний ребенок сзади был без удерживающего устройства, на переднем сиденье — подросток, не пристегнутый ремнем безопасности... В результате оба ребенка были госпитализированы.

У водителей должно присутствовать понимание ответственности за пассажиров, особенно — детей.

— Есть ли в Зеленоградском округе аварийно-опасные очаги?

— Как таковых аварийно-опасных участков в нашем округе нет. Мы исходим из того, что есть участки дорог, где зафиксированы возможные концентрации ДТП. Весь анализ сейчас проводится в электронном виде. Есть виртуальная карта дорог, где в точных географических координатах отмечено место, на котором произошло то или иное ДТП. При несении службы мы исходим из информации о локации ДТП без пострадавших, но готовимся к тому, что теоретически могут произойти и другие обстоятельства. И стараемся выставлять в этих местах экипажи, чтобы своим присутствием дисциплинировать водителей. Например, это автодороги с интенсивным движением Зеленоградск — Приморск через Светлогорск или Романово — Калининград. Автодорога Переславское — Круглово протяженностью 14,5 километра не очень комфортная с учетом рельефа — подъемы, спуски, закругления...

А вот после реконструкции на трассе Холмогоровка — Коврово мы видим тенденцию к снижению аварийности. Будем надеяться, что работа там проведена не зря.

Скорректировать на уровне проекта

— Мы столкнулись с ситуацией, что при разработке проекта реконструкции улицы Окружной областные власти не предусмотрели велодорожку, которая шла бы от Куршской косы к Приморскому полукольцу. И сейчас уже вносить изменения в проект поздно. Участвует ли ГИБДД в согласованиях проектов реконструкции улиц и дорог на стадии их проектирования?

— Сейчас у Госавтоинспекции нет никаких рычагов воздействия при проектировании новых дорог, Госавтоинспекция не участвует в обсуждении, и это отрицательно сказывается на результате. У нас возникают правовые основания требовать устранения недостатков по ГОСТу путем выдачи предписаний только с того момента, когда объект официально сдают в эксплуатацию. Хотя все недочеты можно было скорректировать на уровне проекта. Так, например, мы столкнулись с такой проблемой при реконструкции улицы Ленина в Зеленоградске, где более 50 процентов дорожных знаков были неправильно установлены и не соответствовали требованиям ГОСТа. Пришлось исправлять.

Согласование с ГИБДД на предварительном этапе обязательно должно быть, и только инспекторы понимают, как должно быть организовано движение. Сейчас активно обсуждается вопрос возвращения ГИБДД в процесс согласования проектов, и я надеюсь, что будет найдено решение, в результате которого выиграют все стороны, будет сэкономлено время и ресурсы.

— Вопрос, который интересует горожан, — это защитные ограждения вдоль дорог и около пешеходных переходов. Иногда из-за них не видно пешеходов. Да и сами ограждения не всегда украшают город. Можно ли рассмотреть возможность замены ограждения живой изгородью, к примеру?

— Как главный государственный инспектор я за то, чтобы эти ограждения были, они свою лепту вносят. ГИБДД, в свою очередь, осуществляет контроль исполнения государственных стандартов при их установке. В Зеленоградске все ограждения соответствуют требованиям ГОСТа по высоте и конструкции. В соответствии с требованиями ГОСТа есть вариант ограждения и в виде кустарников, но у зеленых насаждений есть ограничения по высоте — не более 50 сантиметров. И надо исходить из того, где это будет уместно, где есть реальная возможность их высадить.

— Пешеходные переходы в Зеленоградске, оборудованные светодиодной подсветкой, признаны одной из лучших практик. Как вы считаете, они себя оправдывают?

— На данный момент я очень доволен. Слышу много положительных отзывов об этой практике, в том числе их ставят в пример мои коллеги на совещаниях. Да и статистика говорит о том, что оборудованные таким образом пешеходные переходы дают положительный результат.

Оксана Майтакова, Тамара Лавриненко, фото Тамары Лавриненко

 

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru