Проверка боеготовности
_large.jpg)
Андрей Рожков, фото автора и из архива «Красной звезды»
На Балтике завершились оперативно-тактические учения, в рамках которых военнослужащие отработали элементы защиты объектов морской экономической деятельности и стратегических коммуникаций, а также баз и пунктов базирования с учётом современного характера вооружённой борьбы на море.
Охота на БПЛА
На одном из этапов учений военнослужащие Балтийского флота уничтожили корабль условного противника комбинированными средствами поражения. В этом эпизоде приняли участие сразу несколько подразделений.
Первым в учебный бой вступил безэкипажный катер, начинённый взрывчаткой. Он играл роль дрона-камикадзе: оператору было необходимо максимально приблизить БЭК к цели и подорвать его. Управляли катером с наблюдательного пункта полигона.
Следом к работе подключился расчёт БПЛА. Разведывательный беспилотник выполнял функции ретранслятора – для увеличения радиуса управления безэкипажным катером. Запуск проводился с катапульты, находившейся на берегу.
Перед стартом расчёт провёл предполётную подготовку: оператор и техник убедились в том, что все системы беспилотника откликаются на сигналы органов управления, закачали давление в пусковой аппарат и установили на него БПЛА.
– Пуск! – отдал приказ командир расчёта с позывным «Жребий».
Мгновение, и катапульта негромким хлопком сопроводила взмывающий в воздух беспилотник. Дальше дело техники и профессионализма пилота.
А мы тем временем переместились на позицию расчёта ещё одного БПЛА – «Сарыч-2». Задачами беспилотника были разведка местности и корректировка работы барражирующего боеприпаса «Ланцет».
– Мы будем вести наблюдение за целью и фиксировать её поражение, – уточнил помощник начальника района наблюдения лейтенант Денис Ш. – В расчёте два человека – оператор и техник. Сначала техник оценивает обстановку – ветер, осадки, затем проводит предполётную подготовку и запускает «птицу» в воздух по команде оператора.
На Балтийском флоте такие аппараты применяются регулярно для освещения обстановки. К слову, полёты над акваторией имеют свои особенности.
– Тяжело ориентироваться, – объяснил лейтенант. – Если на суше много объектов, к которым можно привязаться, то на воде их нет.
Но наши военнослужащие уже приноровились работать в таких условиях, да и современная навигационная аппаратура, которой оснащены «Сарычи», им в этом помогает. Кроме того, специалисты БПЛА активно взаимодействуют с подразделениями РЭБ.
Прошло меньше секунды, и беспилотник, напоминающий по форме белого ската, устремился в воздух. Дальше – дело за оператором.
А мы переместились на позицию расчёта БПЛА «Ланцет». Здесь в этот момент как раз проходили последние этапы предполётной подготовки. X-образный управляемый боеприпас уже был установлен на катапульту и вскоре молниеносно устремился в воздух. Правда, в отличие от своих разведывательных братьев, на базу он, как и БЭК, не вернётся. Впрочем, это к лучшему, особенно учитывая, что взрывчатки на этих двух устройствах достаточно, чтобы потопить целый корабль.
В это время в главном пункте управления за ситуацией следило объединённое командование принимающих участие в учениях подразделений. Такое плотное взаимодействие сейчас, в эпоху сетецентрических войн, актуально как никогда – победа в бою достигается только коллективным трудом.
На постах наблюдения все замерли, всматриваясь в бинокли и мониторы, транслирующие изображение с камер беспилотников. На картинках с разведывательных БПЛА уже появились изображения мишени – макета ракетного корабля условного противника.
– «Ланцету» до цели осталось 1 700 метров, – доложил по радиосвязи оператор данного комплекса.
– БЭК на половине пути, – отчитался и военнослужащий, управляющий безэкипажным катером.
Спустя пару минут на горизонте мелькнула вспышка – первым цель поразил «Ланцет». Операторы не подвели. Через десяток секунд до пункта управления дошёл хлопок прилёта. Теперь дело за малым – добить и потопить корабль.
Спустя ещё несколько минут на горизонте всплыло огромное облако дыма – цель уничтожена. До берега дошёл оглушительный грохот – взрывчатки на безэкипажном катере было в 30 раз больше, чем на «Ланцете».
На страже – «Бастион»
Очередной этап учений – уничтожение «вражеских» кораблей наземными ракетными комплексами. Расчёты мобильных пусковых установок «Бастион» по команде покинули полевой лагерь и совершили марш в заданный район с заранее оборудованными позициями.
– Получив целеуказания, военно-служащие выполнили электронные пуски ракет «Оникс» по отряду кораблей условного противника, а затем скрытно сменили огневую позицию, – отметил командир дивизиона с позывным «Адлер». – По результатам эпизода все цели были поражены.
Боевые расчёты береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион» Балтийского флота постоянно несут боевое дежурство по охране и обороне побережья Калининградской и Ленинградской областей и исключительной экономической зоны России на этих направлениях.
Быстрее ветра
Ещё одним эпизодом учений стало отражение нападения БЭК условного противника на гражданское судно.
В предположительный район инцидента на двух скоростных штурмовых катерах выдвинулся отряд ПДСС в полной боевой выкладке. Бойцы сразу оказались в центре внимания всей прибрежной зоны, что неудивительно – их лодки развивали скорость до 40 узлов, разрывая волны на своём пути.
Когда отряд добрался до гражданского судна, военнослужащие установили с ним связь. С борта была спущена лестница, и бойцы из огневой группы с одного из катеров, вооружённые автоматами и пулемётом, один за другим поднялись на палубу транспорта. Катера же выстроились в боевой порядок за судном. Теперь их задача – сопроводить гражданское транспортное средство до гавани. На случай нештатной ситуации вместе с бойцами отряда ПДСС на катерах находились военные медики и спасатели.
В это время бойцы на судне уже заняли позиции на секторах обстрелов. Операторы БПЛА подняли в воздух «Мавик», чтобы осмотреть местность на предмет наличия БЭК «противника».
Нахождение дрона в воздухе рядом с вертолётом опасно, поэтому «птичка» мгновенно села на корабль, что, к слову, является не самым простым манёвром, подтверждающим профессионализм оператора.
В этот момент раздался грохот пулемёта – уверенный пользователь ПК открыл огонь по приближающемуся безэкипажному катеру. Таким образом, дистанционно управляемый надводный аппарат условного противника оказался под перекрёстным огнём двух стволов – с корабля и с вертолёта.
Прошли считанные секунды, и над акваторией прогремел взрыв – от попадания очередной пули сдетонировала боевая часть БЭК.
– Снимаемся! – отдал приказ командир с позывным «Метеор».
К борту судна, у которого уже накопилась огневая группа, подошёл один из катеров. Бойцы быстро погрузились на лодку, и та удалилась в сторону берега, а за ней и вторая.
– Задачу выполнили безупречно, оперативно, – подчеркнул «Метеор». – Мы готовы отразить нападение не только на военные объекты Балтийского флота, но и на гражданские суда.
Во время выполнения данной задачи было отработано взаимодействие подразделений ПДСС и ВКС по совместному противодействию безэкипажным катерам противника.
Таким образом, учения Балтийского флота наглядно продемонстрировали, что современная оборона – это слаженная работа множества подразделений, действующих как единый механизм. От беспилотников и ракетных комплексов до спецназа и морской авиации – каждый элемент системы вносит свой вклад в общий успех. Взаимодействие между разными родами войск, чёткое выполнение задач и мгновенная реакция на изменяющуюся обстановку стали ключевыми факторами в отработке всех эпизодов. Эти учения подтвердили: Балтийский флот способен эффективно противостоять любым угрозам, защищая как военные, так и гражданские объекты, совместными усилиями обеспечивая надёжную оборону и превосходство на море.