Как выглядела набережная Кранца в XIX веке
На снимке: панорама набережной в районе площади Корзо, на заднем плане – гостиница и кондитерская Фридриха Боркенхагена
Татьяна Жданова
В начале позапрошлого столетия было принято проводить на морском берегу не так много времени. Этому есть вполне разумные объяснения.
Во-первых, в Восточной Пруссии существовали административные ограничения и запреты, связанные с добычей янтаря. Весь найденный на берегу янтарь необходимо было сдать в специальные пункты, а тех, кто ослушается, ждало серьёзное наказание.
Во-вторых, врачи того времени ещё не пришли к единому мнению о благоприятном воздействии морских воздуха и воды на здоровье человека. Поэтому прогулки на море не рассматривались изначально как возможность улучшить своё самочувствие. В них, скорее, присутствовало, скажем так, эстетическое удовольствие. Первые отдыхающие наслаждались прекрасными видами на морскую гладь и неповторимыми закаты.
Перспективы моря и берега
Как пишет в своей книге «Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации» И.В. Белинцева, «согласно карте 1850 года, непосредственно на морском берегу зданий практически не было. Исключение в редкой береговой застройке были кузница на востоке поселения и на пути к мужской «холодной» купальне два дома рыбака по фамилии Бок, сдававшего отдыхающим шесть комнат и четыре стойла для лошадей».
Перемены в прибрежной застройке наметились к концу 1880-х годов, когда начали прокладывать удобную дорожку для прогулок вдоль моря. К 1884 году вблизи моря была застроена лишь площадь Корзо (сейчас район Аллеи дружбы), но и эта застройка была редкой и невпечатляющей.
Променад тянулся от площади Корзо, самой посещаемой и популярной в Кранце, до рыбацкой пристани и поселения «Маленький Берлин» (ныне район площади «Роза ветров»).
«Береговой откос перед Корзо был укреплён мощением из камня, скреплённого цементом. Благодаря выступающим над морем смотровым площадкам отсюда открывались перспективы моря и берега», – пишет Ирина Белинцева.
Кондитерская на Корзо
Во второй половине XIX века одним из первых сооружений «с культурно-развлекательными и жилыми функциями» называют гостиницу и кондитерскую Фридриха Боркенхагена.
Вот как описывает это здание И.В. Белинцева в своей книге: «Гостиница и кондитерская Ф. Боркенхагена представляли собой двухэтажное (прим. ред. – его, скорее, можно назвать трёхэтажным) деревянное здание с верандами и балконами, с открытой галереей по длинной стороне первого этажа. Это сооружение, перекрытое двухскатной крышей, вплоть до начала XX века служило границей обжитого курортниками пространства, за которым размещались лишь мужские «холодные» купальни».
Здание гостиницы с кондитерской не сохранилось, в самом начале XX века на её месте был построен модный отель «Замок на море»
На старой открытке можно хорошо рассмотреть это заведение – застеклённые веранды, балконы и терраса. Что уже заметно, здание украшено резными деревянными элементами. Над входной группой на стене просматривается надпись «Кондитерская». На улице вокруг расставлены столики, впрочем, как и на террасе.
На другой открытке, датированной 1892 годом, берег почти ещё пустынен, лишь на набережной части площади Корзо возвышались два сооружения. Напротив кондитерской Фридриха Боркенхагена к тому времени был возведён отель «Пляжный» с типичной для эпохи модерна многогранной башней, увенчанной куполом с вертикальной мачтой. Но он ещё не приобрёл своего узнаваемого вида. Постройки на променаде часто перестраивались, в облик привносились новые архитектурные детали.
Первая башня
До 1900 года набережная Кранца начиналась зданием кондитерской и гостиницы Фридриха Боркенхагена и завершалась башней на восточном конце променада (построена около 1894 года). На старых фотографиях её можно увидеть рядом с отелем «Монополь», хотя построена она раньше.
Вид на смотровую башенку и отель «Монополь»
Смотровая башня представляла собой многоярусную деревянную постройку типа «восьмерик на четверике».
Над высоким двухэтажным четверике нижней части возвышалась восьмигранная застеклённая веранда с далеко выступающим круговым обходом-балконом, который поддерживали деревянные консоли.
Верхняя часть стены веранды, в соответствии с модой 90-х годов XIX века, демонстрировала открытую фахверковую конструкцию, не зашитую досками и не оштукатуренную.
Башню венчал бельведер на четырёх колонках, покрытый пологой четырёхскатной крышей со шпилем.
В конце 1920-х годов от башни оставался только нижний ярус, и четырёхскатная крыша опиралась на непосредственно консоли исчезнувшего к тому времени балкона.
Летний дом банкира Георга Маркса был построен рядом с башней
С одной стороны от этой смотровой башенки будет построен отель «Монополь», а с другой – появится летний дом известного кёнигсбергского банкира Георга Маркса. Из этих построек сохранились лишь нижние этажи бывшего отеля. Сейчас в этом здании находится столовая санатория «Зеленоградск».
Из словаря архитектурных терминов
- Бельведер (от лат. bellus visum – прекрасный вид) – лёгкая постройка на возвышенном месте; надстройка над зданием, башня с широкими застеклёнными или открытыми проёмами.
- Восьмерик – восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
- Восьмерик на четверике – тип архитектурной композиции здания: верхний объём восьмигранной конфигурации поставлен на более низкий (как правило, четверик).
- Консоль – архитектурная конструкция, которая поддерживает выносы карнизов, балконов, эркеров.
- Четверик – четырёхгранный объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
- Шпиль – вертикальное и остроконечное завершение (крыша) зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.