«Расцвет» курорта
Цветные открытки с видами Кранца пользовались большой популярностью среди отдыхающих
Татьяна Жданова
«Минимум слов – максимум красок. О литографической открытке рассказывать не нужно – её надо видеть», – именно такими словами начинается раздел «Литография во всей красе» в книге Евгения Дворецкого «Замланд. Кранц и Куршская коса в старых открытках».
В XIX веке с момента появления популярным способом печати была литография. Появление цветных, а не раскрашенных открыток, существенно изменило возможности выпуска рекламной продукции.
Сам термин обозначает технику нанесения изображения на бумагу с применением литографического камня (от греч. lithos - «камень» и grapho - «писать, рисовать», то есть буквально «рисовать с помощью камня»).
Появлению литографии предшествовала случайность. Однажды немецкий актёр-любитель Алоиз Зенефельдер в 1796 году (по другим данным — в 1798 году) по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне, и он отпечатался также случайно на влажной ткани. Даже если эта история вымышленна, в ней содержится зерно рационального использования. Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение «Точное руководство печатания на камне» (Vollständiges Lehrbuch der Steindruckerey, 1818), частично переведённое на русский язык в 1819 году.
Три в одной
Многие издательства Восточной Пруссии выпускали цветные открытки, выполненные в стиле «грюссов», с видами Кранца в том числе.
Представляем вам довольно милую литографическую цветную открытку с тремя изображениями и свободным местом для письма.
Литографическая открытка с видами Кранца, конец XIX века
Любопытно, но на большинстве открыток изображались более «знаковые» места курорта, например променад с его отелями, чаще всего «Монополь», морские купальни, рыбацкие стоянки.
На данной открытке представлены беседка и мост вздохов в парке «Плантаже» и центральная часть Кёнигсбергерштрассе. Три фотографии расположены в интересном обрамлении: они как бы «выглядывают» из травы и листвы деревьев. Приглушённая зелёная колористика создаёт атмосферу покоя и умиротворённости. Кажется, что ничто не нарушает тишину этих мест. В центре открытки виден мужской силуэт на скамейке под сенью раскидистой кроны старого дерева.
Данная открытка, на наш взгляд, одна из немногих, которая раскрывает возможность провести время в Кранце в тишине и покое.
В тишине и покое
Автор «концепции» этой открытки взял за основу места не столь многолюдные: парк «Плантаже» и, как ни странно, Кёнигсбергерштрассе (не стоит забывать, что основная курортная жизнь бурлила всё же на променаде, а не на этой улице).
На открытке в левом нижнем углу виден отель на Кёнигсбергерштрассе, 40. Одно время по этому адресу располагался отель Макса Пренгеля. Здание сохранилось, сейчас это Курортный проспект, 20. В фотоархиве есть открытка с таким же видом, правда, она не лучшего качества. Датируется 1899 годом. В то время на месте будущего «Дома звёздного неба» (Кёнигсбергштрассе, 39) находился совсем другой дом.
Беседка «Бельведер»
Два верхних изображения посвящены видам парка с беседкой и прудом. В 1861 году на высокой дюне в «Плантаже» возвели деревянную беседку «Бельведер», чуть позже появилась и вторая – «Думкесхёе». Это были излюбленные места для уединённого отдыха.
Вид на парковый пруд и мост
Любили прогуливаться и по берегам Аистиного пруда (нем. – Storchenteich). На маленьком островке находился муляж аиста, который и дал название пруду. Небольшой мостик, пересекающий его, назывался Мост вздохов (нем. – Seufzerbrücke). Именно эти «объекты» легли в основу этой замечательной литографической открытки.
Подслушано о Кранце
Легенда: одна экскурсовод, рассказывая историю виллы Крелля, утверждала, что спальня владельца виллы и его супруги находилась на третьем этаже.
Факты: здание виллы – двухэтажное, спальня супругов находилась на первом этаже.
Откуда мог взяться третий этаж? Эта нелепица (которую, кстати, легко устранить, посмотрев на саму виллу) возникла из-за ошибки в брошюре «Архитектурные памятники Кранца» из серии «Достопримечательности Калининградской области», 2009 год.