6.03°C

Общество

No item found!

No item found!

Мы гордимся тобой, дед!

Мы гордимся тобой, дед!

Лариса Лучникова, ветеран труда, член Союза журналистов России, фото из семейного архива автора

 

Попав в окружение противника, оружие не сложили и духом не пали

Удивительно, но какой бы ни была погода накануне, солнечная или пасмурная, безветренная или с дождём, из года в год 9-го мая уже с утра ярко светило солнце, в голубом небе – ни облачка, ни тучки, а в воздухе разливался аромат сирени, жасмина в садах и вдоль дорог – белоснежная кипень буйно цветущих яблонь, алычи… Всё цвело, благоухало, радовалось жизни.

В этот день на главной площади города – площади Победы собирался народ: взрослые и дети, семьями и в одиночку, все с букетами красных тюльпанов, гвоздик и сирени. Торжественно проходил митинг, звучали слова благодарности тем, кто отстоял победу, кто погиб, не дожив до неё, но память, память, - она навсегда остается в наших сердцах.

Среди тех, кто не дожил - мой дед, гвардии подполковник Солонников Яков Александрович. Всего шесть лет разделяют нас от встречи в этой жизни, но как же это много… Мы переехали в город Калининград, бывший Кёнигсберг Восточной Пруссии, спустя десятилетие после окончания войны. Все мое детство проходило на «развалках». Огромные кварталы до основания разбитых некогда красивейших зданий, груды битого красного кирпича, весь центр практически лежал в руинах. И отголоски войны нередко слышались то здесь, то там – вездесущие мальчишки находили снаряды, и из любопытства бросали их в костёр. Последствия бывали печальными. Так или иначе, но мы, дети, поневоле ощущали жуть военного лихолетья, хотя нам посчастливилось родиться уже в мирное время.

После митинга все, кто присутствовал на площади, дружно выстраивались в колонну и по Гвардейскому проспекту устремлялись к Мемориалу с высокой стелой и вечным огнём – главному символу отваги и мужества. Здесь захоронены тысяча двести советских воинов, погибших при штурме Кенигсберга. Он не один такой мемориал. Братских могил по области великое множество. Как это ни печально, здешняя земля буквально пропитана кровью и потом наших солдат.

Живая река текла и текла нескончаемым потоком по проспекту. А я с бесконечной завистью смотрела на гордо вышагивающих пацанов и девчат – они крепко держали за руки своих отцов и дедов – бывших фронтовиков. В те годы их было много, полных сил и энергии. Кто-то здесь воевал, а после войны остался жить в городе, кто-то приехал из других городов и сёл. Все они обзавелись семьями, детьми, поднимали область из руин, строили, возрождали народное хозяйство. В День Победы, поистине святой праздник, а для них стократ святой, они все были здесь, в колонне, подтянутые, с военной выправкой, а солнце купалось в их многочисленных орденах и медалях на воинских кителях и гражданских пиджаках.

 

Каким он парнем был

С детства от родителей я знала, что мой дед, папин отец, кадровый военный, прошел всю войну, награжден боевыми наградами и погиб в Польше за месяц до Дня Победы. Но детям несвойственно вдаваться в подробности. Каким был мой дед, чем занимался в мирной жизни, как воевал и как погиб, - об этом я узнала много позже, повзрослев, от его дочери Нэлли – моей тети, самой младшей из его четверых детей, она родилась за полгода до начала войны. Каким он парнем был, ей рассказывали односельчане. Каким семьянином – ее мама и моя бабушка Софья Григорьевна. Как проявил себя в ратных делах – об этом мы узнали из документов Центрального архива Красной Армии, куда делали запросы мои двоюродные братья.

Родился Яшка в селе Селец Трубчевского района Орловской области. Рос отчаянным парнем. Все стремился делать сам. Решительный, упрямый, волевой. Как и положено, был призван на срочную службу в армию. Да так и не расстался с ней. После срочной пошел учиться военным наукам - Томское артиллерийское училище, затем АККУКС - Отдельный гаубичный артиллерийский полк Артиллерийских Краснознамённых курсов усовершенствования командного состава. Задолго до войны женился, успел обзавестись тремя дочерями и сыном. Война призвала на фронт аж с Дальнего Востока. Семье присылал весточки в перерывах между боями. О себе писал скудно, все беспокоился о них – жене и детях, понимал, как нелегко поднимать четверых детей и как трудно детям без отца.

 

Огненные дороги артиллериста

А вот каким он был воином, говорят строки официальных документов. По военной специальности артиллерист, служил на командной должности в гвардейском стрелковом полку.

Сначала в звании капитана, затем майора и очень быстро присвоили звание подполковника.  Участвовал в боях Юго-западного и Донского фронтов. Несколько раз был ранен, контужен. И после госпиталя неизменно возвращался в свой полк. В 44-м попали в окружение, их было около сотни человек, но оружие не сложили и духом не пали. Командование взял на себя мой дед. Ночью внезапно атаковали фашистов, уничтожили свыше 30 огневых точек, 20 машин, до роты противника, захватили много военных трофеев. Во время боя дед получил контузию, но продолжал руководить огнем. Вывел бойцов из окружения с честью. За этот подвиг награжден Орденом Красного Знамени.

 

Или грудь в крестах или голова в кустах

В другом бою снова был тяжело ранен, лечился в госпитале, но левая рука не работала. Отправили долечиваться в г. Оренбург. И там не сидел без дела, пока восстанавливался, три месяца работал комендантом военного завода и как ни уговаривали остаться, твердо сказал: «Или грудь в крестах или голова в кустах» и снова ушел на фронт догонять свою дивизию.

До победы дед не дожил всего один месяц. Гвардии подполковник, замкомандира 1010-го Артиллерийского полка 241-й стрелковой дивизии Солонников Яков Александрович был тяжело ранен при освобождении Польши и скончался от многочисленных ран, несовместимых с жизнью, в марте 45-го. Похоронен в деревне Мшано Краковского воеводства в двадцати метрах южнее от костёла. Семье прислали награды: Орден Красной звезды, Орден Красного Знамени, Орден Кутузова, два Ордена Отечественной войны I иII степени, Орден славы III степени, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда». И похоронку. Деду Якову было всего 37 лет.

 

Двадцать метров южнее костёла

Калининградская область от Польши всего в двух шагах. И можно было бы съездить на могилу деда, положить цветы, привезти горсть родной земли. Да только сохранилась ли она, та могила, в свете последних событий? Очень хочется надеяться. Может быть моим детям и внукам больше повезёт. В любом случае если не саму могилу, то хотя бы место захоронения можно найти, отсчитав двадцать метров южнее костела.

Как бы там ни было, я, мои дети и внуки, дети и внуки моих детей и внуков всегда будем чтить память нашего Якова Александровича, геройски погибшего за родную землю. Мы гордимся тобой, дед!

 

Из Приказа войскам Донского фронта № 105/н от 23 февраля 1943 г. О присвоении Ордена Красного знамени: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбу с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество. Действуя в военных порядках стрелкового полка при прорыве укреплённой полосы противника района Мариновка, б. Байрак и б. Водяная, лично руководил огнем дивизиона, уничтожил свыше 30 огневых точек, до 20 автомашин, перевозящих подкрепление и боеприпасы, расстреливал в упор контратакующие группы противника, обращая его в паническое бегство, чем обеспечил быстрое продвижение нашей пехоты. Первым ворвался в устье б. Яблоновая, где огнем уничтожил до роты солдат противника и захватил большие трофеи. Будучи сначала контужен, а затем ранен, остался в строю и продолжал руководить боем. Достоин правительственной награды - ордена Красного знамени».

Газета «Волна»
Яндекс.Метрика

Наши контакты

Адрес:
238530, Зеленоградск, ул. Ленина, 20

Мы работаем:
Понедельник-пятница, 09:00 - 18:00

Телефон:
 8 (40150) 3-29-94

По вопросам размещения рекламы обращаться
по тел.: 8 (40150) 3-27-60 и электронной почте volnanet@mail.ru