Будьте для ребенка другом
Гость номера — начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД Елена Щёголева
Начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Зеленоградскому району майор полиции Елена Вячеславовна Щёголева служит в органах правопорядка более десяти лет. Уже в юношестве она знала, что ее профессия будет связана с детьми.
— Мой трудовой стаж начался в 16 лет — работала секретарем, воспитателем в детском саду, преподавателем, юристом... И с детства у меня было большое желание работать с детьми, помогать детям. С 2006 года я работаю в ПДН — начинала школьным инспектором в одном из отделов в Калининграде, затем отвечала за несколько зональных микроучастков, в декабре 2017 года мне предложили возглавить отделение ПДН в Зеленоградском районе.
— Чем занимается служба ПДН?
— Работа нашей службы направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Мы отрабатываем все сигналы, поступающие в полицию, связанные с детьми и подростками, посещаем семьи, находящиеся в трудной ситуации, состоящие на контроле и учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работаем со всеми образовательными учреждениями на нашей территории, проводим беседы с мамами и папами, иногда индивидуально с подростками. Например, сейчас проходит профилактическая операция «Дети России», в рамках которой мы проверяем неблагополучные семьи, посещаем образовательные учреждения. На профилактическом учете сейчас состоят 23 подростка, на контроле — 17 неблагополучных семей, в прошлом году таких семей было 14. Как правило, взрослые ставятся на учет за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, а подростки — за совершение общественно опасных деяний или преступлений, административных правонарушений, антиобщественных действий.
Отмечу, что за минувший год нам удалось не допустить рост правонарушений, совершенных несовершеннолетними. В отделе работает слаженный работоспособный коллектив: молодые инспекторы Нурана Адиловна Ганифаева и Кристина Яуновна Якштите, опытный сотрудник Евгения Николаевна Санихина, она трудится более 12 лет.
— Какие правонарушения несовершеннолетние совершают в нашем районе чаще всего?
— Львиная доля — кражи и телесные повреждения. Регулярно случались драки с участием подростков. Сотрудники нашего отдела провели гигантскую профилактическую работу, мы приглашали зачинщиков в отдел, объясняли будущее таких проступков. Есть случаи употребления алкоголя, курения. Факты употребления наркотиков, к счастью, единичны. Сейчас большая проблема всех детей — неограниченный доступ в интернет, где на несовершеннолетних пытаются воздействовать различные группы. В обязательном порядке родителям необходимо контролировать, в каких сообществах в соцсетях состоит ребенок, кто у него в друзьях. Чтобы дети не могли зайти на опасные сайты, ставьте специальные программы, ограничивая доступ в интернет.
— Как понять: оступился ребенок или сознательно нарушил закон?
— Готовых решений нет. Стараемся подойти к каждой ситуации индивидуально, важно разобраться, понять, почему подросток пошел на нарушение закона и как ему лучше помочь. Если единичный случай правонарушения, мы учитываем характеристику из школы, разговариваем с родителями. Бывает, достаточно профилактической беседы.
— Получается, без знания психологии в работе инспектора по делам несовершеннолетних никак?
— В нашей работе важно не только знание законодательства и норм права, часто на первый план выходят знания психологии, потому что к каждому несовершеннолетнему в трудной ситуации или неблагополучной семье должен быть свой подход. У нас есть очень сложный контингент, мы регулярно садимся и разговариваем. Иногда, честно говоря, волосы дыбом встают от их недетских историй. Я уверена, что плохими дети не рождаются. Кого-то недолюбили родители, где-то перегнули палку, кто-то просто уже не верит взрослым. И в этом ребенок не виноват. Каждый ребенок ждет, что его поймут и примут.
— Вы лично беседуете с трудными подростками и правонарушителями?
— Конечно! Важно выслушать, вникнуть в проблемы, завоевать доверие и расположение. С кем-то нужно вести себя достаточно жестко, в другом случае важно детально рассказать о возможных плачевных последствиях, а к третьему нужен душевный подход. Мне помогают внутренний голос, интуиция, желание помочь. С детьми мне абсолютно не сложно, я умею с ними разговаривать, они любят меня слушать. В ходе общения с ребенком ты понимаешь, откуда идет агрессия. Дети, с которыми мы сталкиваемся чаще всего, в основном растут сами по себе в асоциальных семьях. Пытаешься найти подход, разговорить. Потихоньку, не сразу. Главное — никогда не отвечать на агрессию ребенка грубостью. Пытаемся воздействовать на родителей, чтобы они изменили свое поведение. В ходе профилактических бесед в образовательных организациях важно расположить школьников, только тогда можно до них достучаться. Мы не карательный орган, мы не хотим внушить страх. Уважение к сотрудникам полиции, к закону — этого достаточно.
— Скоро летние каникулы. Какие советы можете дать родителям?
— В период школьных каникул учащается количество травм и происшествий с участием детей. Свободного времени у детей будет много и его нужно обязательно организовать. Ребенок должен быть постоянно под контролем, хотя бы «на телефоне». Родители должны всегда знать, где он находится. Летом очень много потерявшихся детей, потому обращаюсь с просьбой ни на минуту не оставлять маленьких детей без присмотра, особенно на пляже.
— Как уберечь ребенка от попадания в неприятные ситуации, неблагополучные компании?
— Терпение, внимание и любовь. Да, сейчас у всех нехватка времени и денег, родители заняты на работе. Но надо находить время для близких, иначе мы видим плачевные последствия. Предупредить беду помогут доверительные отношения и ненавязчивый, но постоянный контроль с вашей стороны. Будьте внимательны, интересуйтесь жизнью своего ребенка, его друзьями, что он читает, на каких сайтах «сидит», в каких группах состоит, где он находит единомышленников. Надо обязательно стараться слушать и слышать своего ребенка. Дети должны чувствовать, что они нужны родным, тогда они не будут искать внимания чужих людей, сверстников. Дети должны не просто жить рядом, а общаться с вами. Пока ваш ребенок с воодушевлением рассказывает вам обо всем — радуйтесь! Очень нехороший сигнал, когда дети замыкаются в себе. Будьте для своего ребенка не строгим надзирателем, а другом, к которому он придет за советом, поддержкой, одобрением.