«Живём мы сердце к сердцу»
Кристина Прозорова, фото из архива У. Агабековой
…И, умея в жизнь вглядеться,
Вижу: счастлив оттого,
Что живём мы сердце к сердцу –
Дети дома одного.
Расул Гамзатов, «Дети дома одного»
В самом сердце Кавказа, там, где горные пики касаются облаков, а древние обычаи переплетаются с ритмами современности, живут народы, чья история – живая иллюстрация культурного многообразия нашей страны. Республика Дагестан, пожалуй, самая многонациональная, которая представляет самобытную мозаику из более чем тридцати коренных этнических групп и восьмидесяти национальностей, каждая из которых уникальна своим языком, письменностью, традициями и культурным кодом.

Семья на фоне потрясающе красивой природы Дагестана
Понять, в чём секрет внутренней силы, как доблесть уживается с гостеприимством, а глубокая приверженность традициям – с удивительной открытостью миру, нам помогла семья Магомеда Курамагомедова и Умрият Агабековой. Они воспитывают двоих детей – дочь Еву и сына Гаджи, оба супруга – врачи: папа работает сосудистым хирургом в Москве, а мама заведует женской консультацией нашей районной больницы.
Родные просторы
Умрият родилась в небольшом горном селе Джульджаг (в переводе – «вереница гор»), расположенном на высоте 1400 м над уровнем моря, где получила традиционное воспитание, сумела поступить в столичный медицинский вуз и успешно его окончить.
Умрият благодарна отцу, который считал, что у его пяти дочерей тоже должно быть высшее образование, хотя в девяностые годы в горном районе обучать девочек даже в школе считалось зазорно. Сегодня эта молодая женщина оказывает медицинскую помощь жительницам Зеленоградска, успевает заниматься административной деятельностью и поддерживает домашний уют.
В доме Умрият с глубоким почтением относятся к национальным языкам: «Согласно нашим обычаям национальность передаётся по отцу – я табасаранка, с папой разговариваю строго на табасаранском. Но так как моя мама была учителем русского языка, который безмерно любила и восхищалась его богатством, я росла без права на орфографические ошибки и в нём. Получается, я носитель табасаранского языка, но в совершенстве владею русской грамматикой и ещё несколькими языками своего народа. Свой национальный язык знают и наши дети».
Народные промыслы и обычаи
Одним из древних ремёсел табасаранцев является ткачество: все девушки должны без затруднения ткать ковры. Считается, что невеста, не умеющая готовить и не владеющая мастерством ковроткачества, не выйдет замуж.

Процесс создания табасаранского ковра, который отличается обилием ярких цветов и полутонов
Бабушка и мама с шести лет привлекали маленькую Умрият к искусству создания текстильных шедевров. Наша героиня знает, как создать национальное изделие – от первой шерстяной нитки до замысловатого этнического орнамента.
Табасаранские ковры представляют собой уникальное явление в мировом ковроткачестве, являясь одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа.
Главная отличительная черта табасаранских ковров – это их невероятная многоцветность и богатство орнаментального оформления. В одном ковре может сочетаться до 200 оттенков, создавая поистине завораживающую палитру.
Ковры создаются вручную методом безворсового ткачества, где каждая нить вплетается вручную при помощи деревянного станка. Это требует исключительного мастерства и терпения, так как работа над одним ковром может занимать несколько месяцев.
Каждый табасаранский ковёр – это символ художественного наследия народа, в котором воплотились многовековые традиции, мастерство и душа народа-творца.
Мама Умрият по национальности лезгинка – этот дагестанский народ знаменит культурным наследием: танцы, пение и фольклор.

«Стыдно не уметь искусно танцевать лезгинку, поэтому и я, и наши дети смогут исполнить её в нужный момент, например на свадьбе», – признаётся Умрият Агабекова.
Со свадьбой в Дагестане связаны свои традиции. Для современной молодёжи всё так же актуален обычай сватовства. Ближе к окончанию школы в дом к девушке наведываются сваты, которые присматриваются к невесте, – на таких смотринах нельзя оплошать, показав свою хозяйственную несостоятельность, ведь потенциальных кандидаток много. На сватовство обязательно приносят калым – выкуп невесты, обычно это деньги и драгоценности. Ключевой момент в выборе невесты – её для сына выбирают родители. Именно так вышла замуж старшая сестра Умрият. А так как Умрият с семнадцати лет жила и училась в Москве, с будущим супругом она познакомилась там же на работе.
Магомед – аварец, он представитель крупнейшего коренного народа Дагестана. В мире широко известно аварское оружейное ремесло — исторический промысел в Дагестане, славящийся изготовлением высококачественных кинжалов, шашек и сабель, часто инкрустированных серебром.
Свадебный пир Магомеда и Умрият состоялся в Дагестане, он отличался огромным размахом – гостей было около пятисот человек, ведь поздравить молодожёнов, помимо официально приглашённых, пришли и те, кого с собой позвали гости.
Согласно исламу фамилию при замужестве не меняют – сегодня это необязательное требование, и Умрият так и осталась Агабековой, чтобы жить и прославлять фамилию отца.
Преданность семье и уважение к старшим
Продолжая традиции предков, своим детям Магомед и Умрият прививают высокую внутреннюю культуру, напоминая, что дагестанская земля подарила России поэтов, мыслителей, воинов и легендарных спортсменов: «Сын всерьёз занимается единоборствами, при этом любит стихи Расула Гамзатова. Дочь учится хозяйственности и женственности от меня – дома я по традиции ношу исключительно платья, а к тесту прикасаюсь только в головном уборе. Оба наших ребёнка с удовольствием слушают дедушкины истории об аксакалах – мудрых старейшинах рода, и знают, что важно стремиться к знаниям и быть образованными».

Такие гранаты растут на улицах Дербента
Умрият, как и все дагестанцы, с огромным почтением относится к родителям: «Честь родителей, особенно по мужской линии, нельзя оскорбить. Мы все строго чтим традиции, несмотря на то, что сегодня не живём в Дагестане. Я знаю, в нашей республике в школах есть уроки национальных языков, и даже в этих малых языковых группах говорят о большой России. Я очень люблю свою родину – она начинается с моего аула, но везде в России мы чувствуем себя дома».
Табасаранский хинкал
Любого гостя в своём доме Магомед и Умрият, согласно вере, считают подарком Бога – никто не уходит от них без угощения. Молодой женщине передалась семейная особенность – умение готовить быстро. Любимое традиционное блюдо Курамагомедовых-Агабековых – это табасаранский хинкал (не путать с грузинскими хинкали).

Для его приготовления они берут говядину без сухожилий, варят её до готовности примерно два часа, вынимают из бульона и нарезают на квадратики. Отдельно замешивают пресное бездрожжевое тесто: яйцо, мука, вода, соль и сахар на кончике ножа. Раскатывать тесто нужно очень тонко, затем нарезать квадратиками и отварить в бульоне. На большое блюдо выкладываются квадратики из теста, в отдельной посуде подаётся мясо. В пиалах или кружках гостю подаётся бульон. В отдельных пиалах – разнообразные соусы и добавки, например сметана с чесноком, чеснок в томатной поджарке, толчёные грецкие орехи, карамелизованный репчатый лук.





