Хроники замков
На снимке: Карта Шрётера, 1732 год – основание косы и городище Горбек
История укреплений и поселений на Куршской косе на основе хроник
Александр Казённов
Как упоминалось в предыдущей статье (см. №15 от 21.04), Куршская коса была стратегическим объектом, по которой осуществлялась сухопутная связь из Самбии через Курляндию в Ливонию, и по льду в зимнее время, когда замерзал залив. Для предупреждения вероятных набегов литовцев на косе в нескольких местах Орденом были построены замки и укрепления.
На материке, отделённым от косы проливом, был расположен замок Мемель, основанный ливонцами в 1252 году. В 1328 году замок был передан Ордену и стал комтурством, центром одной из самостоятельных административно-территориальных единиц орденской Пруссии.
Без определённого места
В 1283 году, после набега на Самбию литовцев, проникших через косу, орденский ландмейстер в Пруссии Конрад фон Тирберг распорядился построить на косе замок, получивший название Нойхаус, или Новый замок: «заложил на упомянутой Нерии, на берегу Солёного моря, мощный замок, называемый Нейхауз, чтобы литвины не вторглись внезапно в землю Самбии».
О расположении этого замка споры между историками идут с конца XIX века. И проблемы, связанные с расположением замка Нойхаус, анализировались очень часто, поскольку имеется крайне мало сведений и упоминаний об этом замке в документах. Замок «размещали», как и в основании косы у Кранца, так и на самой косе, между Росситтеном и Пиллькоппеном, и даже в самом Пиллькоппене.
При разделе территории Самбии в 1331 году по договору между епископом и Орденом замок Нойхауз («Нуинхус») упоминается как ориентир при проведении границ.
Согласно этому договору замок располагался до начала косы, на окраине современного города, у реки Тростянка. В ещё доорденский период там располагалось городище, получившее название Горбек. Более чем вероятно, что ландмейстер фон Тирберг построил на этом месте новое укрепление и поэтому замок получил название «castrum novum» или Нойхаус. Однако высказывается предположение, что изначально замок располагался именно в Пиллькоппене, у которого также имелось доорденское городище. По неподтверждённым свидетельствам XVII-XVIII веков остатки укрепления Нойхаус были перенесены в Кёнигсберг, «в величественный Тиргартен».
Замок Росситтен
Другим орденским замком на Куршской косе был Росситтен. Построен он был, вероятно, во второй половине XIV века. В упоминавшихся в прошлой статье Литовских дорожных отчётах 1380-х годов Росситтен указывается в качестве места для ночлега в маршруте через залив в Жемайтию, в район Шяудува. Известно, что в начале XV века замок стал центром пфлегерства, малой административной единицы орденской Пруссии. При замке существовала должность фишмайстера – чиновника, ответственного за рыбную ловлю.
Возле замка существовало поселение, в котором было минимум два трактира. В 1470 году великий магистр Генрих фон Рихтенберг пожаловал трактирщику Гансу Шретеру «двор, расположенный перед нашим замком Росситтен, с одним акром земли и два акра луга, свободную рыбалку и свободные дрова в наших лесах для необходимости их жизнеобеспечения». В Росситтене имелось кирпичное производство, способное производить немалое количество кирпича. Из записей казначея известно, что кирпич из Росситтена поставлялся в Мемель.
Последнее упоминание о существовавшем замке Росситтен содержится в договоре 1525 года, где он, вместе с Кёнигсбергом, Лохштедтом и другими замками, пожалован герцогу Альбрехту. По неподтверждённым свидетельствам, в середине XVII века руины замка и его подвалы ещё были видны на местности. Разрушающийся замок Росситтен – место действия готической повести «Майорат» авторства кёнигсбержца Гофмана, в которой замок практически является одним из героев повести.
Письмо из Ниддена
В северной части косы располагался постоялый двор под названием Трейерос, упоминаемый в документах с начала XV века. В последующем на месте этого населённого пункта возник посёлок Карвайтен. Кроме него там же был важный пункт, называемый «лошадиным лугом». Из названия ясно, что это было место, где держали лошадей для обслуживания путешествующих, упоминаемое практически одновременно с постоялым двором.
Немецкие и российские историки и археологи упоминают о существовании на косе нескольких поперечных валов оборонительного значения. Такие валы, как доорденского, так и орденского периода, располагались в районе Пиллькоппена, Заркау и у основания косы.
Ещё одним населённым пунктом косы, возникшим в орденский период, является Нидден. Первое его упоминание относится к 1429 году.
Письмо из Ниддена, 1429 год
Есть письмо, отправленное комтуром Мемеля великому магистру 23 июля 1429 года. Интересно не само письмо, в котором речь идёт о постройках в Мемеле и рядом. На обратной стороне письма стоят почтовые отметки. Письмо было отправлено из Ниддена, видимо, там на тот момент находился комтур Мемеля, «в субботу после дня Марии Магдалины в час седьмой». Согласно отметкам письмо прошло Кёнигсберг, Бранденбург и Бальгу. «В понедельник в час пятый» прибыло в Эльбинг. Вероятно, там находился в тот момент магистр. Таким образом, расстояние около 200 км письмо преодолело за два дня. Для примера, письма из Кёнигсберга в Эльбинг шли сутки, а из Риги в Мариенбург больше недели.
К сожалению, до наших дней из орденского периода косы дошли свидетельства и упоминания только в хрониках и письмах, время не сохранило никаких построек. Лишь археологические находки раскрывают некоторые подробности жизни здесь в средние века.